Меню

Что подарил персидский шах ивану грозному

Слон Ивана Грозного: как он стал жертвой заговора русских алкоголиков

Налаживать дипломатические отношения с помощью золота и дорогих подарков у сильных мира сего было принято с древнейших времен. В чести у правителей были не только редкие меха, пряности и драгоценные камни, но также породистые жеребцы, гончие, соколы и, конечно, диковинные экзотические животные. Так щедрым монаршим подарком нашему царю Ивану Грозному от Марии I Тюдор стали лев и львица, которых царь поселил в Алевизовом рве у кремлевских стен. Желая затмить широкий жест английской королевы персидский шах Тахмасп I отправил к московскому царскому двору настоящее диво – живого слона.

Отказавшийся кланяться

История о слоне Ивана Грозного до сих пор остается спорной. Отечественные источники того времени пишут о прибытии иранского посольства в Москву, но ни слова не упоминают о появлении экзотического животного, что довольно странно, поскольку слон, безусловно, должен был привлечь всеобщее внимание. Не найдены и останки того несчастного гиганта, что был послан в далекую и холодную Россию из теплой и солнечной Персии, чтобы безвременно там скончаться. Однако о печальной участи слона Ивана Грозного рассказывают два современника-иностранца: лютеранский пастор Пауль Одерборн, который никогда не был в России, но черпал сведения из доступных ему письменных источников и рассказов очевидцев, и немецкий авантюрист, опричник Ивана Грозного, Генрих фон Штаден, живший при дворе русского царя достаточно долгое время.

Если верить их свидетельствам, шах Тахмасп подарил слона Ивану Грозному в период между 1553 и 1571 годами. Слон был помещен, по разным версиям, то ли у Никитских, то ли у Воскресенских ворот Московского Кремля, по соседству со львами. Поскольку транспортировать слона из Персии на такое огромное расстояние было невозможно, животное отправили пешком вместе с погонщиком-арабом, и им пришлось своим ходом преодолеть несколько тысяч верст. По легенде, прибыв ко двору русского царя, несчастный слон так обессилел, что рухнул перед ним на колени. Ивану Грозному такое почтительное поведение экзотического животного очень понравилось, и он приказал, чтобы со слоном хорошо обращались и кормили «как его самого». Однако уже вскоре манеры слона утратили всякую учтивость, отчего он оказался у Ивана Грозного в опале. Как пишет Пауль Одерборн в своем «Памфлете» 1584 года, «Слон персидский от шаха Тахмаспа должен был изучать придворный церемониал. Ранним утром великий князь начинал обучать слона становиться на колени. Тонким острым железным лезвием он прокалывал кожу на лбу у слона и этой кровавой операцией думал добиться цели». Также бытует версия, что разочарование Ивана Грозного наступило во время празднества на Красной площади, когда опричники не только не смогли заставить слона поклониться царю даже с помощью копий, которыми кололи его под колени, но нахальное животное в знак своего презрения еще и сдуло хоботом с монарха шапку. «Увидя безнадежность попыток, – пишет Пауль Одерборн, – он рассердился на слона и приказал рассечь его на части».

Жертва оговора

Опричник царя Генрих фон Штаден рассказывает эту историю несколько иначе и с большими подробностями. По его версии, виновником печальной участи персидского слона стал конфликт ухаживавшего за слоном араба с «русскими бражниками», «которые в корчмах пьют и [зернью] играют». Позавидовав большому жалованью чужеземца, эти разбойники и пропойцы тайно убили жену араба, а про него самого пустили лживый слух, будто араб со своим слоном занесли в Москву эпидемию чумы. «Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи [крестьян] окрестных сох и посадских», – сообщает Генрих фон Штаден в сочинении «О Москве Ивана Грозного». Прежде чем палачи исполнили свое грязное дело, осиротевшему слону удалось разломать круглый сарай, в котором его держали, и убийцы обнаружили его лежащим на могиле своего единственного друга погонщика, располагавшейся неподалеку. Как пишет немец-опричник, там аравийского гиганта и добили, после чего выбили у него клыки и доставили их Ивану Грозному в качестве доказательства, «что слон действительно околел». Пишут, что могилу для захоронения слона копали целый месяц. По разным версиям, Городецкий посад, где слон Ивана Грозного трагически окончил свои дни, располагался в Бежецком уезде, либо под Звенигородом, либо в Городце Радиловом на Волге.

После этого печального инцидента слоны вновь появились в Москве при царском дворе в 1625 году, уже в период правления Михаила Федоровича Романова, в качестве подарка персидского шаха Аббаса I.

Читайте также:  Что подарить девушке уходящей в декрет

Источник

Почему Иван Грозный отправил слона в ссылку

Фразу «Россия – родина слонов» часто можно было услышать в советских анекдотах. В них высмеивали попытки идеологов доказать факт того, что все самое передовое в человеческой истории было создано именно в СССР.

Ольга АДАГАМОВА

Журналист с 2014 года. Работала в информационных изданиях Внешнеэкономические связи, журнал «Что происходит», «ЮГ-новая общественная газета».

Ольга АДАГАМОВА

Однако, некоторые источники уверены в том, что похожая на эту фраза появилась еще в 18 веке, причем произнес ее испанский путешественник, когда увидел в Кунсткамере кости мамонта. Конечно же, называть Россию родиной слонов абсурдно. Тем не менее, известно, что самый первый слон в нашей стране появился еще во времена царя Ивана Грозного. История эта такова.

Царь Иван Грозный / Фото: ©factroom.ru

Английская королева подарила Ивану Грозному львов. Животных поместили в глубокий ров недалеко от Кремля, чтобы все желающие могли увидеть свирепых хищников. Персидский шах Тахмасп Первый решил переплюнуть королеву и решил подарить русскому царю более шикарный и изысканный подарок. И это ему удалось: он отправил в далекий холодный край диковинное животное — слона. Таким способом он пытался задобрить правителя и наладить добрые отношения с Россией.

Тахмасп Первый / Фото: ©wikipedia.org

Доставить громадное животное было возможно лишь одним способом – пешком. Преодолев тысячи километров слон предстал перед Иваном Грозным и тут же рухнул на землю. Гигантское животное с трудом подняли двести стрельцов. Слуга, доставивший слона в Россию объяснил падение исполина усталостью от многомесячного путешествия. Но Иван Грозный посчитал, что таким образом животное поклонилось ему. Царь был весьма растроган этим. Он приказал как следует ухаживать за слоном, а его погонщику назначил большое жалование.

На один из праздников государь распорядился доставить слона на Красную площадь, чтобы показать всем, как слон выказывает ему почтение. Однако, животное не только не склонилось перед правителем, а подняло хобот и громко протрубило. Да так, что у царя с головы слетела шапка. Рассердившись, он приказал отправить слона в ссылку в Городецк (а ныне Бежецк в Тверской области).

В это же время в Москве началась эпидемия чумы. И напуганные горожане связали эту напасть со слоном. В Городецке сосланного слона и его погонщика поселили в холодном сарае. Вскоре человек, не привыкший к столь суровому климату, скончался и слон остался совершенно один в чужом краю. Никто из местных не умел обращаться с диковинным исполином, поэтому царю был направлен запрос, что дальше делать с ним.

Существуют две версии того, как умер слон. Некоторые уверены, что животное скончалось у могилы своего погонщика от тоски. Другие утверждают, что Иван Грозный отправил в Городецк опричника Панкрата Бобра, чтобы убить животное. Что опричник и сделал, выстрелив из пищали. Местные жители уверяли, чтобы похоронить огромное животное яму копали целый месяц.

Источник

Что подарил персидский шах ивану грозному

Обыватели этого уже не помнят. Но есть старые книги и свидетельства очевидцев. Однажды на Руси в опалу попал слон. И его из Москвы сослали в ссылку, в город Бежецк, который тогда звался «посад Городецкий». Было это году в 1575-1576.

Мотив ссылки был почти политический. Его подозревали. На него клеветали, от него в народе были волнения. Как это часто бывало на Руси, в ссылку отправляли не только злодеев, но еще чаще порядочных благородных людей. Вспомнить, хоть, декабристов.

Ссыльный слон, по словам современников, также подавал пример гражданского мужества и честных, благородных отношений к близким. Будь это где-нибудь в современной Европе или США, ему бы поставили бронзовый памятник, создали фонд, построили музей, ресторан, сняли блокбастер, водили экскурсии, продавали сувениры из искусственной слоновой кости, майки с его символикой.

А здесь — полное забвение. Почему? Почему слон — это не история? А вот восстание работников каких-то мастерских — это история?

История — это то, чего ты сам не помнишь, но о чем ты узнал из книжек, фильмов, чьих-то рассказов. Если не узнал, то как бы ничего и не было. Впрочем, даже, если узнал — все равно, этому еще надо поверить, надо это пережить. Поверил, дофантазировал, представил, как это было, и, вот она псевдоистория, квазипамять.

Читайте также:  Что можно подарить любимой девушке недорого

Но если ты школьник, то как ты себе представишь съезд партии, заседание парламента, подписание документа о независимости. А никак! Занудные слова учителя просто отскакивают от сознания.

Ну, школа еще ладно. Там хочешь, не хочешь, нужно что-то зазубрить. А историки, экскурсоводы, почему эти — такие зануды? «В этом доме жил Василий Андреев, основатель первого национального оркестра русских народных инструментов». Ну, хорошо. Молодец, что «первого». Здорово, что наш земляк. Но скучно. Интересно только профессионалам. Дальше уже ни смотреть, ни изучать не хочется.

Андреев вызывает уважение, но не волнует. А слоновья трагедия волнует. С такими подробными историческими записями картина представляется ярко, выпукло.

К тому же последняя школа, где я учился, находилась буквально через крепостной ров от исторического центра города. После школы мы копались в рыхлой земле рва, находя там кости и черепа людей (пугали ими девчонок), остатки керамики и боевого железа.

Может поэтому я так зримо представляю слоновью кончину. Пусть банально, пусть по-голливудски. Но все мы ведем себя очень стереотипно.

Слон тосковал. Ему было страшно и одиноко в этой холодной стране, где нет сочных фруктов, листьев, где нет слоних, где все чужое. И вот теперь умер хозяин, последний, кто иногда заботился о нем. Ему хотелось завыть как собаке. А может, он и завыл, затрубил, рванул напролом из своего сарая, прямо сквозь высокую изгородь, сквозь тын. Подошел к тому месту, где пахло его хозяином.

Запах был страшный — смешанный. Пахло хозяином и смертью. Слон долго-долго стоял, а потом улегся на холодную землю, возле могилы.
Жизнь потеряла смысл .

Это был ссыльный слон. Великий князь Иван Грозный сослал его на север, в посад Городецкий, туда, куда не задолго до этого отправил экс-главу опричнины князя Афанасия Вяземского. Вяземский так и умер здесь в оковах. Трудно жалеть палача — опричника. А вот слона жалко. Огромная животина никому не желала и не делала зла.

Судьба, довольно благосклонная к нему вначале, вдруг повернулась задом. Причем таким же огромным, почти слоновьим.

Сначала он жил при дворе персидского шаха Тахмаспа. За ним ухаживали, хорошо кормили.

Но властители той эпохи любили делать большие подарки. Дарили кареты, ворота, редких животных. Английский королевский двор (время правления королевы Елизаветы) прислал Грозному львов. Зоопарков тогда не было. И львам нашли такое применение. Их выпустили в ров возле ворот под стенами Китай-города. Для охраны, устрашения и потехи.

Петр Петрей де Ерлезунда в своей истории о Великом княжестве Московском, опубликованной в 1620 году в Лейпциге, сообщает: К югу от города (то есть от Кремля) вырыт глубокий ров, в котором великий князь обыкновенно держит львов, чтобы всякий, кому только угодно, мог смотреть их.

Персидский шах решил переплюнуть английскую королеву и подарил Великому князю слона. Не, ну конечно же дело было не в соревновании с королевой. Просто он хотел заранее подружиться с агрессивным северным соседом и отправил ему дипмиссию с этим чудо-животным.

Сначала я думал, что беднягу везли водными путями. Но потом где-то прочел, что исполина довели своим ходом. Представляю, сколько всего он увидел и перенес в пути.

О встрече уставшего в путешествии слона с Иваном Грозным рассказывают примерно так:

«Слон, встретившись с ним взглядом, рухнул как подкошенный. Двести стрельцов едва смогли поднять его на ноги. Тогда сопровождавший слона араб объяснил это тем, что его питомец прошагал несколько тысяч верст и поэтому обессилел. Грозный, довольный тем, что слон ему поклонился, распорядился, чтобы его кормили, как его самого».

Пусть не бананами, но репой слон постепенно отъелся и зажил относительно спокойной жизнью. Поначалу в первопрестольной он конечно же вызывал небывалый интерес. Но ажиотаж поутих, и его определили на работу — поставили рядом с теми же двойными воротами, под которыми печально бродили «сторожевые» львы.

Но животным по любому не суждено было дожить здесь до старости. И дело не только в холодном климате. Великий князь был крайне жестоким и взбалмошным человеком. А созданная им опричнина, судя по историческим документам, была сродни фашистским эсэсовцам и полпотовским палачам. Пытки и казни стали почти обыденным делом. Может, в том числе и из-за обилия неубранных трупов по стране прокатилась чума.

Дальше цитата:
«Великому князю был подарен слон вместе с арабом, который за этим слоном ухаживал. Араб получал в Москве большое жалование. Это подметили русские бражники, т.е. беспутные люди, пропойцы, которые в корчмах пьют и зернью играют. Из-за денег они тайно убили жену араба. Вот этот-то араб был оклеветан и оговорен русскими вместе со своим слоном, что будто бы чума, которой в Москве боялись, произошла от него и его слона. Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкий»

Читайте также:  Что можно подарить на день рождения соседке по комнате

Чума и зависть — явились причиной ссылки нашего героя. В других записях упоминают и формальный повод для опалы. Однажды на Красной площади отмечали большой праздник. В суете слона не успели покормить. А что такое некормленая скотина, например, собачники хорошо знают.

Слона вывели к Грозному на поклон. Но слону было не до церемоний. Как его ни уговаривали (араб, стрельцы, дворяне), он не поклонился. Ему хотелось кушать. Он возмущенно протрубил в сторону Иоанна Васильевича. Вот за эту строптивость было приказано сослать его на севера.

История умалчивает, почему даже в ссылке слон не давал покоя Грозному. В документе лишь написано, что:
«Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи крестьян и посадских»

Дорога от Москвы была не близкой. И фактически слон умер еще до приезда палача:
«Слон стоял обычно в сарае, а кругом сарая был тын. Неподалеку от него схоронили араба. Тогда слон проломил тын и улегся на могиле»

Такие детали по мнению историков мог знать только тот, кто сам приезжал в Бежецк, чтобы казнить слона. Не исключено, что это и был Г.Штаден, автор записок.

Но как бы то ни было, слон сделал свой выбор. Он решил быть с хозяином до конца и остался на могиле:
«Там его и добили. Выбили у него клыки и доставили великому князю и доказательство того, что слон действительно околел»

Сегодня модно придумывать альтернативные варианты истории. К примеру, что было бы, если бы бражников казнили раньше, чем они оклеветали слона?

Действительно, что? Предположим, что он остался вместе с арабом в Москве, работая «диковиной» возле ворот Китай-города.

Смотрим в документы:
«. татарский царь Девлет-Гирей приказал запалить слободы и подгородные монастыри . огонь перекинулся на весь город Москву и Кремль. Прекратился звон колоколов. Все колокола этой церкви расплавились и стекли в землю. Никто не мог спастись от этого пожара. Львы, которые были под стенами в яме, были найдены мертвыми на торгу. После пожара ничего не осталось в городе — ни кошки, ни собаки»

Так что слон, попав на русскую землю, был попросту обречен.

По меркам Европы, а уж тем более Штатов, Бежецк имеет довольно долгую историю. Это в летописях он встречается только с 1137 г. Люди же были здесь издавна. В музее лежат кости мамонтов, датируемые 7 тысячелетием до нашей эры. А рядом с этими костями — каменные топоры, ножи, стрелы.

Как-то, разглядывая их, я подумал, что здесь издавна убивали не только слонов, но и их предков, мамонтов.

Раньше мне очень нравился анекдот про Россию, родину слонов (кто не знает, см. сноску в конце). Но это было во времена Советского Союза.

Сегодня, глядя на убогость российской политики, экономики и, вспоминая, здешнюю судьбу слонов и мамонтов, ситуация видится по-другому. Конечно, мы — родина слонов. Но мы же и их кладбище.
В широком смысле.

А может этот пессимизм от дождливой погоды?

Сноска:
Старый анекдот про слона:

По решению ЮНЕСКО 1979 год был объявлен — Годом Слона. Каждая страна напечатала к этому празднику тематическую книгу:
— Индия выпустила брошюру «Все о слонах»;
— Германия — толстую книгу «Краткое введение в основы слоноведения»;
— Великобритания — коллекционное издание «Слон и империя»;
— Франция — двухтомник. Первый том — «Слоны и женщины», второй — «О любви»;
— Штаты — трехтомник: «Слоны», «Слоны и деньги», «Деньги»;
— СССР — собрание из четырех томов: «Россия — родина слонов (от мамонта до наших дней)»; «Жизнь слонов до и после Великой Октябрьской социалистической революции»; «Забота партии и правительства о разведении слонов»; «Советский слон — самый счастливый слон в мире»;
— Болгария выпустила пятитомник. Первые четыре — перевод с русского, пятый том — «Советский слон — лучший друг болгарского слона».

Источник

Adblock
detector