Меню

Деловая игра для студентов по экономике сценарий

Деловая игра по экономике «Чтобы ваши финансы не пели романсы»
методическая разработка по экономике на тему

Деловая игра «Чтобы ваши финансы не пели романсы» рассчитана на формирование у обучающихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_delovaya_igra_po_ekonomike_chtoby_vashi_finansy_ne_peli_romansy.doc 139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Краснозаводский химико-механический колледж»

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии и рекомендовано

Председатель цикловой комиссии

«_____»___________ 201 год

Заместитель директора по УВР

«______»__________ 201 год

Деловая игра по экономике

«Чтобы ваши финансы не пели романсы»

преподаватель экономических дисциплин

Знание экономики необходимо не только экономисту и бизнесмену. Любой человек должен принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ними стоит.

Деловая игра «Чтобы ваши финансы не пели романсы» рассчитана на формирование у обучающихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления. Формирование основ экономических знаний о домашнем хозяйстве, о потребностях человека и общества, путях их удовлетворения. Также деловая игра знакомит обучающихся с принципами ведения семейного бюджета. Доказывает, что от организации трудовой деятельности в семье, зависит ее благосостояние. Учит оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, так как эти знания помогут обучающимся войти во взрослую жизнь, кем бы они не стали, какую бы профессию не получили.

Цель игры: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

• формирование представления о семейном бюджете;

• создание условий для практического применения полученных знаний через игровые сиуации;

• воспитание экономически грамотной личности.

В процессе деловой игры обучающиеся приобретают следующие умения:

• разумного ведения домашнего хозяйства;

• ставить цели и добиваться результатов деятельности.

Время реализации деловой игры: 1,5 часа

Деловая игра по экономике «Чтобы ваши финансы не пели романсы»

  • Сформировать представление обучающихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;
  • изучить структуру семейного бюджета;
  • определить возможные ресурсы на основе моделирования проектной деятельности обучающихся;
  • продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
  • развить навыки коммуникативных явлений.
  • продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
  • При помощи игровых ситуаций закрепить основы домашней экономики;
  • Закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
  • Разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
  • Разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
  • Рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
  • эвристический;
  • проблемный
  • исследовательский.

Вид: урок деловая игра.

Тип: урок применения знаний.

  • Раздаточный материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей)
  • Мультимедиа презентация ( Приложение 4 )

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Участники: 3 команды по 4-6 человек.

(звучит песня в исполнении А.Буйнова «Мои финансы поют романсы»)

Участники объединяются в 3 группы по 4- 6 человек и распределяют игровые роли. Состав семьи определяется координатором. (ведущий зачитывает карточки с описанием семей, которые составлены по уровню дохода: низкий, средний, высокий. Описания семей должны быть приближены к реальной жизни) (Приложение 1)

Знакомство c темой, проблемой, конечным продуктом проекта. (слайды 1, 2)

«Кто не считает свои деньги, тот проявляет неуважение к своему труду»

Ведущий: Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание?

Молодые люди любят ходить в кино, на дискотеки, концерты, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д.

Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас многие школьники имеют постоянный или разовый заработок.

Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

Нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в США.

Что же такое семейный бюджет?

Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие всех видов расходов

«БАЛАНС»- французское слово «весы».

Р=Д бюджет сбалансирован.

Р больше Д -бюджет имеет дефицит.

Д больше Р – бюджет избыточный, профицитный.

Р – расходы, Д — доходы

Составление семейного бюджета

Структуру семейного бюджета, можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы. (у каждой семьи на столах раздаточный материал) (Приложение 2)

В каждом разделе выделены основные счета, куда заносятся доходы и расходы. ( слайд 3)

Все денежные поступления в семью называют доходами.

Основной источник дохода это заработная плата членов семьи, пенсия, детские пособия, стипендия. Доход также могут приносить фрукты и овощи, выращенные на садовом или приусадебном участке для продажи; сдача во временное пользование комнат или других помещений; проценты от вкладов, положенные в сберегательные банки и др.

Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Есть и еще очень важная часть семейных расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Условно все расходы можно подразделить на три группы: текущие (постоянные), периодические и единовременные (эпизодические), непредвиденные.

Постоянные расходы – это те, которые в течении года почти не изменяются. Например, плата за коммунальные услуги, плата за кружок или музыкальную школу, плата за обед в столовой.

Переменные – включают в себя периодические и единовременные расходы. Например, покупка кассет, посещение кино…

Непредвиденные – это те, которые невозможно учесть. Включают в себя расходы, связанные чаще всего с критическими ситуациями (ремонт сломавшейся бытовой техники, покупка лекарств и т. п.); покупка украшений, произведений искусств.

На непредвиденные расходы необходимо предусматривать денежные средства заранее.

Ещё одна важная часть семейного бюджета называется сбережения.

Зачем нужны сбережения? Мы уже знаем, что в семейном хозяйстве люди часто не тратят все доходы, предпочитая отложить часть денег на всякий случай. Или «на мечты». Кто-то запланировал поездку на море и теперь копит на нее деньги. В этом случае необходимость сбережений вызвана будущими значительными расходами. В странах с платным образованием родители начинают копить средства на обучение ребенка с рождения.

Кроме этого, доходы в определенный месяц могут превысить расходы. И в том, и в другом случаях люди сберегают часть своего дохода.

Сбережения — часть дохода, потребление которой откладывается на будущее.

Сбережения – это остаток от доходов после оплаты всех расходов, связанных с текущим потреблением.

Сбережения – это накопление денег или неденежных активов с расчетом на их использование в будущем.

Как видно из самого определения этого термина, сбережения людей могут возникнуть только у тех, кто получает доходы.

Все сбережения, в конечном счете, принадлежат семьям.

Создавая сбережения, семьи ограничивают свое потребление, ради увеличения потребления в будущем.

Участники составляют доходную часть семейного бюджета. ( данные о доходах и некоторых расходах прописаны в карточках семей)

Игровые ситуации (слайд 4)

Ведущий: А сейчас рассмотрим несколько ситуаций, связанных с расходами семьи. Ваша задача выбрать наиболее приемлемый для вашей семьи вариант и результаты занести в расходы в таблице «бюджет семьи».

  • Продовольственная корзина.
  • День рождения ребенка.
  • Здоровая семья.
  • Образование.

Тур 1. Продовольственная корзина (слайды 5, 6)

Задание для всех семей

Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 26 предложенных:

  1. хлеб; от 10 руб
    2) сахар; от 30 руб / кг
    3) минеральная вода; от 12 руб
    4) масло сливочное; от 100 р/кг
    5) кукурузные хлопья;
    6) масло растительное; от 40 руб
    7) рыба; от 100 руб
    8) кальмар сушеный; от 50 руб
    9) газированные напитки; от 15 руб
    10) молоко; от 30 руб
    11) яйцо; от 50 руб
    12) майонез; от 15 руб

13) картофель; от 17 руб/кг

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др); от 10 – 30 руб/кг
15) сухофрукты; от 100 руб
16) соль; от 9 руб
17) креветки; от 50 руб
18) кондитерские изделия; от 20 руб
19) сельдь иваси; от 100 руб
20) финики сушеные; от 100 руб
21) маринады; от 50 руб
22) сало копченое; от 100 руб
23) орешки соленые; от 40 руб
24) конфеты; от 20 руб
25) чипсы. от 30 руб

26) мясо от 200 руб.

Если 10 основных продуктов выбраны вами правильно, то на приобретение продовольственной корзины вы потратите от 2000 рублей до 10000 рублей.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи».

Правильный ответ. (слайд 7)

Во всех трех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:

1) хлеб;
2) сахар;
3) масло;
4) мясо;
5) рыба;
6) молоко;
7) яйцо;
8) картофель;
9) овощи;
10) фрукты.

Тур 2. День рождения ребенка. (слайд 8)

Задание для всех семей

Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант подготовки дня рождения с учетом размера вашего дохода и количества 15 — 20 человек.

1. Вы самостоятельно готовите программу праздника, покупаете продукты, на оптовом рынке, сами готовите праздничные блюда. Расходы составят 5000 руб.

2. Вы арендуете кафе; расходы составляют 500 руб. на человека, но конкурсную программу готовите самостоятельно.

3. Вы арендуете хороший ресторан, нанимаете аниматоров и ведущих, полностью освобождая себя от хлопот, и шума, расходы составят 5000 руб. на человека.

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи».

Тур 3. Здоровая семья (слайд 9)

Задание для всех семей

Вашей маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?

1. Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).

2. Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 10000 руб. (вероятность выздоровления — 70 %).

3. Выберете домашнее лечение недорогими препаратами с обшей стоимостью 2500 руб. (вероятность выздоровления — 50%).

4. Отправите в санаторий в России, потратив на путевку 85000 руб. (выздоровление 90%).

5. Отправите на лечение за границей и заплатите 400000 руб. (гарантия выздоровления — 100%).

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи».

Тур 4. Образование (слайд 10)

Задание для всех семей

Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.

1. В обычном российском колледже (образование бесплатно, целевые взносы – 2500 руб. в год)

2. В колледже при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 139000 руб. в год

3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 600000 руб. в год.

4. В обычном российском университете , в другой области (общежитие предоставляется), за 40000 руб. в год

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи».

Подведение итогов игры.

Семьи заполняют оставшиеся статьи расходов в таблице «бюджет семьи», согласно исходных данных в карточках семей. Подсчитывают итог по доходам и расходам, подводят итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Анализируют полученный результат. (Учащиеся предлагают варианты кк можно увеличить доходы, или сократить расходы).

Эксперт-экономист заполняет сводную экспертную таблицу (Приложение 3) , объявляет победителей.

Победителем объявляется семья, результаты которой ближе всего к сбалансированному или профицитному бюджету.

Ведущий: К сожалению, в сложившейся у нас практике только редкие люди и семьи составляют и анализируют семейные и личные бюджеты. Чаще всего прибегают лишь к самым общим сопоставлениям доходов и расходов. В итоге иногда влезают в неоплатные долги, попадают в неприятные жизненные ситуации, находятся в постоянном стрессе. Понятно, что расчет бюджета сам себе не увеличивает доходы и не снижает расходы. Но он помогает понять, как это сделать и избежать личного и семейного банкротства.

В заключении, хочется дать вам несколько полезных советов чтобы ваши финансы не пели романсы. (слайды 11, 12)

  1. Перед походом в магазин составьте список необходимых товаров и продуктов
  2. Не ходите в магазин на голодный желудок (по статистике до 20% лишних покупок)
  3. В магазине строго следуйте вашему списку
  4. Не берите с собой лишние деньги
  5. Не ходите в магазин с маленькими детьми (только по необходимости)
  6. Сократите количество походов в магазин в месяц (за продуктами раз в неделю, за одеждой еще реже (по необходимости)

7) «Оптом – дешевле» (продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей.

8) Не переплачивать за рекламу и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках.

9) Приучите себя откладывать 1/10 часть любых доходов в месяц на «сбережения» (и ни при каких обстоятельствах не трогайте эту сумму — «неприкосновенный запас»)

10) Приучите себя в конце дня считать ваши расходы и записывать, к концу месяца увидите, куда уходят деньги. (можно составить Электронную таблицу Excel на каждый месяц)

1. Балакина А.П., Бабленкова И.И., Дмитракова Н.Д. и др. Введение в экономику и бизнес. Экономика для неэкономистов. Учебник для средних специальных учебных заведений

2. Защита прав потребителей: Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика, образцы документов (сост. Оглоблина О.М.; под ред. Тихомирова М.Ю.)

Изд. 2-е, доп., перераб.2004.

3. Липсиц В.И. Экономика без тайн.- М. «Дело ЛТД», 1993.

4.Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; “Академия развития”; 1998 г.

5.Кайзер Ф.-Й. Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Сценарии; Беседа и доклад; Метод направляющего текста и др.: Книга для учителя (пер. с нем. Сичкарек В., Шредер Н.; под ред. Богомазова Г.Г.) Изд. 2-е, дораб.

6.Мельников Н.К. Шаппо Н.П. По лестнице к успеху: Пособие для преподавателей.

Карточка семьи Сидоровых

В семье Сидоровых четыре человека: отец, мама, дети: Дмитрий (23 года), Настя (17 лет). Семья живет за городом в собственном особняке, с бассейном, сауной, тренажерным залом, двухэтажным гаражом, спутниковым телевидением, теле- и видеосъемкой, с парковкой, с площадкой для отдыха, 2 автомобиля. У семьи свой бизнес. Общий доход семьи в месяц составляет 520 т.р. Дети учатся в колледже в Германии, их обучение составляет 1 тыс. евро в год на каждого (95 000 руб.). Коммунальные платежи составляют 50000 руб. Два раза в год семья отдыхает за границей. В ближайшем будущем семья планирует расширение бизнеса.

Карточка семьи Петровых

В семье Петровых пять человек: мама, папа, дети: Света (19 лет), Оля (15 лет) и Денис (11 лет) . Семья живет в собственной большой 4-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от школы. Они имеют дачный домик с садовый участком 6 соток в 3 – х км от города, новый автомобиль. Отец работает в соседнем городе (70 км) его доход в месяц составляет 40 т.р, мама работает бухгалтером, её доход составляет 20 т.р., старшая дочь Света студентка колледжа, учится на отлично, её стипендия составляет 1000 р., в свободное время Света подрабатывает, её доход составляет 10 т.р., детское пособие на детей семья не получает, т.к. совокупный доход семьи выше среднемесячного прожиточного минимума. Общий доход семьи 71435р. В месяц. Старшая дочь Света подрабатывает в кафе, в соседнем городе, расходы на проезд составляют 116 р. В день, её график занятости 4 рабочих дня в неделю. Средняя дочь Оля посещает секцию гимнастики, сын Денис посещает бассейн. Оплата двух спортивных секций составляет 3000р в месяц,. В прошлом году семья взяла кредит на покупку автомобиля, на 5 лет, под 22% годовых. Оплата кредита в месяц (с учетом процентов) составляет 6 т.р. Осталось выплатить 300 т.р. Коммунальные платежи составляют 10000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 600 р в месяц. Семья мечтает о летнем отдыхе на море и побыстрее выплатить кредит.

Карточка семьи Ивановых

В семье Ивановых пять человек: мама, папа, бабушка (70 лет), дети: Даша (5лет), Лида (14 лет). Семья живет в собственной 3-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от детского сада и школы. Они имеют садовый участок 5 соток в 15 км от города, подержанный автомобиль. Отец работает в соседнем городе (30 км) его доход в месяц составляет 20 т.р, мама работает в детском саду, её доход составляет 8 т.р., бабушка получает пенсию 10313р., за каждого ребенка мама получает детское пособие 1 т.р. Общий доход семьи 40 313р. В месяц. Старшая дочь Лида посещает музыкальную школу и курсы английского языка. Младшая дочь Даша ходит в детский сад. Оплата музыкальной школы составляет 1000р в месяц, курсы английского языка 1500 р, оплата детского сада 2200 р. Коммунальные платежи составляют 5000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 300 р в месяц. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе.

Источник

Читайте также:  День чеченской женщины сценарий праздника
Adblock
detector