Меню

Гринев сказал что я подарил пугачеву заячий тулуп

ЕГЭ. Русский язык. Тест №60

ЕГЭ. Русский язык. Тест №60

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №60»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Иностранцы отмечают, что настроение русского человека, разговаривающего с ними, может внезапно меняться с благодушного на обиженное, а потом вдруг опять его лицо станет приветливым. (2) Объясняется такое поведение тем, что русский человек не прячет истинную эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении. (3) это просто непосредственная эмоциональная реакция на содержание разговора.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для иностранцев непривычна непосредственная эмоциональная реакция русских на содержание разговора, они не привыкли к истинным эмоциям собеседника.

2) Иностранцы отмечают, что настроение русского человека может внезапно меняться в течение разговора.

3) Русский человек в общении обычно не прячет истинные эмоции за улыбкой или вежливой маской, ему претит неискренность.

4) Непосредственное выражение эмоций, свойственное русским, не характерно для иностранцев, предпочитающих вежливую улыбку.

5) В западном стиле общения не принято непосредственное выражение эмоций во время разговора.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕАКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РЕАКЦИЯ, -и, ж.р

1. Действие или состояние, возникающее в ответ на то или иное воздействие. Реакция организма на холод.2. Резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после напряжения. Реакция после сильного возбуждения.3. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами, приводящее к образованию нового вещества. Химическая реакция.4. Физ., хим. Показатель каких-либо процессов или свойств. Реакция оседания эритроцитов.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нарОст пОняла оптОвый молЯщий дОнизу

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дед Иван часто, помолчав, выдавал какую-нибудь ЖИТЕЙСКУЮ мудрость.
В район землетрясения была отправлена ГУМАНИТАРНАЯ помощь со всего мира.
ЗВУКОВОЕ кино появилось только в 1927 году, когда на экраны вышел фильм «Певец джаза».
Оскорблённая ГОРДЫНЯ не позволила Владимиру вновь появиться в этом обществе.
РИТМИЧЕСКИЙ рисунок ирландского танца довольно непросто повторить.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По утверждению администрации, главным приоритетом деятельности исполнительной власти является улучшение качества жизни населения.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СВЕЖАЯ кольраби
ПОЛУТОРАСТА деревьями
чистых ЧУЛОК
уважаемые ПРОФЕССОРА
горных УЩЕЛЬЕВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

A) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Оскорбленный и отвергнутый людьми, Герасим всей душой привязался к спасенному им щенку.
2) Гринев сказал, что я подарил Пугачеву заячий тулуп.
3) История, рассказанная в «Муму», в основе своей имела достоверные факты.
4) Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.
5) Писатель не только жалеет своего героя, но и подчеркивает его духовное превосходство над теми, кто занимает более высокое положение в обществе.
6) Читая сегодня Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Щедрина, Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова, мы, люди совсем иного времени, не можем не задуматься о жизненном пути, который выбираем.
7) Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привел с собой пленных французов.
8) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.
9) Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал монумент «Рабочий и колхозница»

Читайте также:  Что подарить на день рождение девушке креативное

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) с…нкционировать, к…снулся, орнам…нт

2) возр…ст, отб…рает, з…ря

3) прогр…ссивный, ш…птаться, к…мпаньон

4) прин…мать, непром…каемый, ск…чок

5) укр…титель, сув…ренитет, оп…раться

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..школьный, пр…вилегия, пр…скорбный

2) бар…ерный, с…язвить, с…экономить

3) п…дсказывать, п…никнуть, пр…родина

4) ра…долье, ни…вергнуть, бе…жизненный

5) сверх…нвестиции, супер…гра, меж…здательский

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сбивч…вый, алюмини..вый

2) налаж…вать, оскуд…вать

3) откле…ваться, юрод…вый

5) матрос..кий, казах…кий

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) постав…шь, независ…мый

2) измер…нный, омыва…мый

3) дремл…шь, промасл…нный

4) подстрел…нный, расчист…вщий

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

И.А. Бунин рисует в рассказе НЕ(ОПРЕДЕЛЁННУЮ) личность, а устоявшийся социальный тип.
В Мещёрском крае можно встретить никогда НЕ(КОШЕННЫЕ) луга.
Прекрасен лебедь, когда НЕ(ВОЗМУТИМО) плывёт он по зеркальной глади воды.
Дон в месте переправы далеко НЕ(ШИРОКИЙ), всего около сорока метров.
По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней НЕ(БУДЕТ)».

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, ведь деньги (НА)СЧЁТ не поступили.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека (ТАК)ЖЕ сильно, как и на чувства.
Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня, и воздуху, в который (КАК)БЫ погружены предметы и фигуры людей.
И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ деревенские жители так любят ходить за лесными ягодами.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) ХХ век называют одновременно ядерным и космическим и компьютерным.

2) Весь лес состоял из каких-то двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.

3) Правильное оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.

4) Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией и многие его современники разделяли его точку зрения.

5) Откуда-то с дальних полей доносились крики улетающих в теплые земли птиц и веяло сладкими ароматами трав.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Его(1)расстрелявшего все боеприпасы(2) фактически безоружного(3) обступили четыре немецких самолета(4) и(5) не давая ему (6) ни вывернуться(7) ни уклониться с курса(8) повели на свой аэродром.

Читайте также:  Что подарить сестре на день рождения 30 лет недорого но со вкусом фото

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После открытия астронома Гершеля (1) Солнечная система (2) границы (3) которой (4) до тех пор (5) проводились по орбите Сатурна (6) увеличилась сразу вдвое.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я просто не готов к тому (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью (2) и (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником (4) я им всенепременно стану.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Животный мир Соловков не очень многообразен, но достаточно многочислен. (2) Здесь встречаются белка, заяц, лиса, северный олень; в озёрах – окунь, плотва, щука, налим. (3) В море – нерпа, белуха, морской заяц, гренландский тюлень. (4) В прибрежной полосе – необычайно богатые плантации водорослей, среди них ламинария, фукус, имеющие промышленное значение. (5) Освоение пустынных островов в Белом море началось в XV веке: первые постоянные жители – монахи. (6) За первые сто лет существования монастырь интенсивно расширял свои владения в Поморье – монастырские земли расположены по побережью Белого моря от Архангельска до Кольского полуострова, вдоль северных рек Онеги, Кеми, Сумы, Керети. (7) Первые постройки в монастыре – лишь к середине XVI века появляется каменное строительство – были деревянными.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть 4 дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на 13 августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт 15 копеек − 5 копеек на баню, 5 на цирюльника и 5 копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно об-резав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

Читайте также:  Что подарить школьникам на день рождения девочке

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят.

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли?

(49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения. (По А. Куприну)

22. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1 Иван Семенюта при встречах с матерью пытается делать вид, что его дела идут хорошо.

2 Семенюта посещает мать только четыре раза в год.

3 Иван при встречах обещает матери в самое ближайшее время отыскать новую работу.

4 Мать понимает, что её сын говорит неправду, но молчит и делает вид, что верит ему.

5 Пока Семенюта не уволился с работы, его очень ценили там и уважали.

23. Какие утверждения являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 содержится описание.

2) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.

3) В предложениях 10- 11 представлено повествование.

4) Предложения 30- 32 содержат повествование.

5) В предложениях 40- 42 представлено рассуждение.

24. Из предложений 1−5 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 47−53 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью союза, личного местоимения и притяжательного местоимения.

15 «Рассказывая о сложной судьбе Ивана Семенюты, А. Куприн осторожно использует тропы. Среди них можно отметить – А _____ (предложение 53). Убогое существование героя лишено романтики и ярких красок, оно предельно простое, обыденное, и это помогают передать такие лексические средства выразительности, как — Б _____ («Ванёк», «житьё», «шалопай») и — В ______ («точно взъерошенное сено» в предл. 4). Синтаксические средства выразительности, в частности — Г ______ (предложения 1, 2, 8), играют особую описательную роль в тексте».

Источник

Adblock
detector