Меню

Индия что подарила миру

Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?

Далёкой и сказочной страной казалась жителям евразийского континента Индия, отделённая от всех огромными горами и широкими морями. Немногочисленные путешественники, попадавшие в её приделы, привозили оттуда специи, ткани, удивительные изображения индийских богов и волшебные сказки и легенды, будоражащие воображение и пробуждающие фантазию.

Определённая территориальная изолированность Индии от остального мира, позволила сформироваться и развиться в этой стране очень самобытной и яркой культуре, которая практически не была подвержена внешним влияниям.

Здесь появились своеобразная религия и философия, необыкновенные образцы изобразительного искусства и величайшие эпические поэмы, «искусственный» язык – санскри́т и музыкально-танцевальный театр. Кроме того, учёными Индии ещё в древности были сделаны такие открытия, к которым европейцы пришли лишь спустя века и даже тысячелетия.

Арабский исследователь Аль-Джахиз в IX веке писал: «Что касается индийцев, то мы обнаруживаем, что они преуспели в астрономии, арифметике и медицине, овладели тайнами врачебного искусства. Они высекают скульптуры и изображения, имеется у них богатое буквами письмо. У индийцев — богатая поэзия, развитое ораторское искусство, медицина, философия, этика. Наука астрономия происходит от них, и прочие люди её заимствовали. От них пошла наука мыслить» .

Приведем некоторые значимые для всего человечества успехи индийской научной мысли.

Выдающимся достижением индийской науки было создание десятичной системы счёта, которой ныне пользуются во всём цивилизованном мире. Ещё задолго до наступления нашей эры индийцы научились составлять таблицы биномиальных коэффициентов (в Европе к ним пришли лишь в XVI в. и назвали «треугольником Паскаля»). Учёные этой страны знали определение значения числа π («пи») и эффективный способ решения линейных уравнений, им были знакомы понятия интеграла и дифференциала. Мы до сих пор пользуемся в математике терминами, введёнными индийцами – косинус, синус, минус и др. Они же первыми в мире стали использовать цифру «ноль» в исчислениях.

Большое развитие получила в Индии лингвистика: здесь был написан древнейший трактат о языке «Нирукта» («этимология» — буквально – «происхождение слов») и фундаментальные труды по грамматике (автор Панини). Язык, на котором говорили древние жители Индии а́рии , является, по мнению некоторых ученых, прародителем большинства европейских языков — латыни, древнегреческого, иранских, германских, славянских и других, относящихся к индоевропейской лингвистической семье. Кроме того, мудрецы этой страны разработали особый язык – санскри́т (само слово означает «отделанный», «обработанный»), который не был разговорным, а использовался только как литературный, а также применялся в религиозно-ритуальной сфере.

Своеобразно развивалась индийская медицина, которая рассматривалась как наука о долголетии и основывалась на различных религиозно-философских практиках и связанных с ними физических упражнениях (например, йога). Здоровье и продолжительность жизни человека изучались в Индии также и с точки зрения антропогеографии – влияния на человеческий организм, условий окружающий среды.

Индия стала родиной одной из трёх мировых религий – Буддизма, который широко исповедуется в разных странах мира и сегодня.

История индийской культуры занимает не одно тысячелетие и уходит корнями в глубокую древность. Она прошла различные стадии развития, каждая из которых была по-своему значительна и важна для формирования самобытной культуры этой страны. Периодизация истории культуры Индии такова:

  • Индская или Хараппская культура – 3–2 тыс. до н.э.
  • индо-арийский период – 2 тыс. до н.э. – первая половина 1 тыс. до н.э.
  • эпоха Маурьев – 4 в. до н.э. – 2 в. до н.э.
  • Кушанская империя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э.
  • эпоха Гуптов – 4-5 вв. н.э.

3. Средневековая Индия:

  • раннее средневековье, период феодальной раздробленности – 6–13 вв.
  • Делийский султанат – 13–15 вв.
  • Империя Великих Моголов – 16–18 вв.

Кратко охарактеризуем эти периоды.

В начале 20 века археологи обнаружили на территории Индии остатки городов, которые принадлежали цивилизации, развивавшейся здесь в 3 – 2 тысячелетиях до н.э. Она получила название Индской (от наименования реки Инд) или Хара́ппской (по названию мест, где были обнаружены древнейшие города Хара́ппа и Мохенджо-Да́ро ). Скорее всего, это была весьма развитая культура, подобная древнеегипетской или месопотамской.

Правда, таких монументальных памятников как египетские гробницы или дворцы и храмы Междуречья здесь обнаружено не было. Зато, изумила учёных удивительно рациональная, чёткая планировка и застройка городов. В них были проложены ровные улицы, пересекающиеся под прямыми углами, функционировала водопроводная и канализационная системы. Жилые дома в городах были двух- и трёхэтажными, причём, когда наводнения или пожары разрушали здания, жители восстанавливали жилища, возводя их на старых фундаментах. Благодаря этому прежняя планировка домов и улиц сохранялась, а основания зданий Хараппы и Мохенджо-Даро за множество истекших веков ушли в глубь земли почти на десять метров! Население этих городов, по оценкам учёных, составляло десятки, а возможно, даже сотни тысяч человек.

В результате раскопок археологами были обнаружены, выполненные с большим мастерством, изделия мелкой пластики, скульптуры, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода, керамика и глиптика, что свидетельствует о высоком уровне развития в древнейшей Индии художественной техники и ремёсел.

Кроме того, в Индской цивилизации существовала письменность. Учёными были обнаружены около 400 различных рисуночных письменных знаков, которые, к сожалению, на сегодняшний день не расшифрованы. Почему эти города пришли к упадку и были оставлены их жителями, пока остается загадкой.

Читайте также:  Проводы на пенсию что подарить женщине на

Во 2 тыс. до н.э., с севера в Индию начали вторгаться воинственные племена кочевников, которые называли себя а́риями (слово «арий» переводится как «высший», «благородный»). Современные учёные не могут прийти к единому мнению, что это был за народ, и где искать его корни. Арии быстро осваивали покоренные территории, многому учились у завоёванных народов и легко ассимилировали чужие культурные достижения. Коренное население Индии в свою очередь тоже впитывало и воспринимало культуру чужаков. Теперь уже трудно разобраться в том, что было заимствовано ариями у аборигенов, а что, наоборот, было ими привнесено в будущую культуру Индии, но именно этот период стал временем зарождения традиционной индийской системы миропонимания и мировоззрения, а также социально-кастовой структуры общества.

В индо-арийский период вырабатывается уникальная система верований и обрядов, зафиксированная в религиозно-философско-литературном памятнике эпохи – «Ведах» и создаются великие эпические поэмы « Махабха́рата » и « Рама́яна » , которые вобрали в себя основные мифологические представления древних индийцев и их смысло-жизненную философию. На этом фундаменте позже вырастет всё здание индийской культуры и искусства.

Важной вехой в истории индийской культуры становится рождение в 6 в. до н.э. религиозно-философского учения — буддизма . Во время правления династии Ма́урьев эта религия получила статус государственной и, безусловно, повлияла на искусство, обогатив его новыми мотивами, сюжетами и жанрами. Однако в то же самое время развивается и национальная религия индуизм , которая не менее своеобразно отражается в различных произведениях индийского традиционного искусства. Буддийская и индуистская традиции нашли своё лучше воплощение в следующие периоды истории Индии – при правлении Гу́птов (его часто называют «золотым веком»), во время существования Куша́нской империи , а также в период раннего средневековья.

Коренные изменения произошли в 13 в., когда в Индии была установлена власть мусульманских правителей, основавших Дели́йский султанат . С этого времени начинается распространение ислама , имеющего принципиальные отличия от национальных форм вероисповедания индусов. Под влиянием мусульманства, в областях его распространения осваиваются незнакомые ранее индийцам формы, жанры и виды художественного творчества. Благодаря чему рождаются шедевры индоисламского искусства, которые сегодня высоко ценятся во всем мире. Последним взлетом в развитии индийской культуры и искусства становится период правления династии Великих Мого́лов.

В 18 веке Индия подверглась колонизации со стороны европейских государств (особенно Англии) и, потеряв свою независимость, также потеряла и самобытность своего искусства. Древняя культурная традиция оказалась прерванной.

В следующих статьях я расскажу о том, как развивались культура и искусство в Древней и Средневековой Индии. Читайте, ставьте лайки, пишите комментарии. 🙂

Если тема вам интересна, то о культуре и искусстве Древней и Средневековой Индии в этом блоге есть следующие статьи:

Источник

Индия. Живущие в ритмах Вселенной

Сегодня каждый шестой житель нашей планеты родом из Индии. Эта удивительная страна, окантованная самыми величественными горными вершинами, омываемая бескрайним океаном, – настоящая колыбель человеческой цивилизации, родина множества народов, расселившихся по миру.

Смешение рас и культур

На основании современных лингвистических и исторических свидетельств, данных археологии и астрономии, анализа текстов Вед, аэрокосмической съемки и геологических исследований, ученые заявляют, что индоарийская цивилизация на территории бассейна рек Инда и Сарасвати существовала уже девять тысяч лет назад! С 3100 г. до н.э. арийские пассионарные, как говорил Л. Гумилев, племена и роды начали долгое путешествие из Индо-Сарасватийской долины по территории современного Афганистана, Ирана (древней Персии), дошли до Кавказа, Южного Урала, Карпат, заселили их, принеся культуру духовного знания, культуру Вед. В эту эпоху великого переселения арии построили на Южном Урале множество городов, в их числе и Колоград (Аркаим). Опустевшие или брошенные арийские города и села заняли дравиды. Те роды светлокожих и голубоглазых ариев, что остались, ассимилировались, растворились и перемешались с темнокожими дравидами. В смешении арийских и дравидийских пантеонов богов и произошло рождение индуистского этноса.

Предки современных жителей попадали в Индию через горные перевалы Гималаев, пресекая океанские просторы по пути из Средиземноморья, Ближнего Востока и Австралии. Поэтому неудивительно, что народы Индии представляют собой сегодня всю палитру рас, исторических корней, культурных и религиозных традиций, которые сохраняют в своих генах, языке, образе жизни и обрядах несколько сотен народностей: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, маратхи, тамилы, пенджабцы, гуджаратцы, каннара.

Все четыре расовые группы встретились на плодородной земле, чтобы придать населению необыкновенное разнообразие. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темнее. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу вообще нет. Индийцем по праву называют себя и высокорослые, светлокожие, преимущественно бородатые пенджабцы, и жители Андаманских островов, чей средний рост составляет сто сорок сантиметров, а кожа практически черная. Как сложилась эта этническая пестрота, ученые до сих пор не в силах определить.

Читайте также:  Что подарить на день рождения молодой паре

Не все индийцы – индусы

У каждого из индийских народов свой язык, хранящий собственную историю и свои загадки – в Индии говорят на семнадцати языках и почти тысяче диалектов. Многие часто называют индийцев индусами, хотя это неправильно. Обитатели Индии – индийцы, а адепты древнейшей религии мира индуизма – индусы. Несмотря на запрет в Конституции, в стране до сих насчитывается около 3000 каст и подкаст. Кастовая система жестко регулирует общественную и частную жизнь миллионов индийцев, особенно в сельских районах. Каста человека во многом определяет его род занятий, положение в обществе, круг общения, выбор супруга или супруги и так далее. Интересно, что кастовая система существует не только среди последователей индуизма, но, местами, и среди христианского и мусульманского населения. Корни кастовой системы историки пытаются искать в индуистских священных писаниях – «Ведах», «Пуранах» и других, которые делят общество на четыре основных класса (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (правители и воины), вайшьи (торговцы и землевладельцы) и шудры (ремесленники и рабочие). Индия – единственная страна в мире, где культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен. Великие цивилизации древности – египетская, шумерская, древнеримская, кельтская – возникали и растворялись в небытии, а индийская традиция пребывала неизменной, такой Индия и сохранилась до сих пор. Все индусы, даже живущие в глухих отдаленных деревнях, независимо от образовательного уровня, достатка, места проживания, живут в ритмах Вселенной. Они не чувствуют себя чужими на этой Земле – индусы просто странствуют от одного перерождения к другому в компании с Шивой, Шакти, Кришной и другими богами и символами. Несмотря на все трудности, жители Индии по большей части люди вежливые и добрые. Практически все туристы отмечают огромную разницу между озлобленным и жестоким западным миром и страной, тысячелетиями исповедующей культуру ненасилия. Индия – страна, где поток жизни течет свободно и неторопливо. Его не трогает бешеная гонка современной цивилизации. Индийцы не борются, не добиваются и никуда не стремятся, они просто живут – так же, как и жили их предки тысячи лет.

Поразительные картинки Индии

Индия может очаровывать и отпугивать одновременно. Слишком уж противоречивые чувства вызывает эта страна, но этим же она и притягивает. В настоящей, скрытой от глаз туристов глубинке, большинство домов выглядит более чем убого. Полуразвалившиеся, черные, они отталкивают своей нагой бедностью. Выброшенные далеко за черту бедности люди спят прямо на обочинах дорог, а устав ночевать под небом, строят дома в буквальном смысле из листьев и коробок. Одежда небогатых людей не блещет разнообразием: народ ходит босым, не изменяя этой привычке и в торжественные дни и минуты. Головы часто открыты и лучам солнца и лучам звезд, а тело окутывает белое полотнище, прикрывая фигуру, насколько позволяют размеры материала. Чаще всего им будет прикрыта лишь средняя часть тела. Женщины из этого небогатого материала стараются делать то возможно красивое и изящное, что только может подсказать их изобретательность. Нередко как мужчины, так и женщины ходят обнаженными по пояс, причем у последних это будет иногда указывать на их низкокастовое положение. Женщины-тамилки всегда старались прикрыть грудь, между тем как малабарки и в наше время без всякого стеснения остаются с открытой грудью. Женщины здесь работают наравне, а то и гораздо больше мужчин и выполняют значительную часть тяжелой работы, не получая за это ни больших денег, ни равноправия. В Индии повсеместно можно встретить женщину, несущую тяжелейший мешок на хрупких плечах, и асфальт здесь укладывают чаще не мужчины, а именно представительницы слабого пола.

Одна из самых невероятных профессий в Индии – работа погребальщика в Варанаси. Место это стало священным после того, как тут была сожжена жена Шивы – Парвати. Некоторые индийцы всю жизнь занимаются тем, что поддерживают здесь вечный огонь, от которого зажигаются погребальные костры. Каждый индус мечтает закончить свою земную жизнь именно в этом месте. Тела со всей Индии привозят именно сюда, потому что верят, что после сожжения здесь, заканчивается круг реинкарнации, и человек уже не переродится в виде обезьяны или другого животного. Условие одно – здесь может быть сожжен только человек, исповедующий индуизм. Если человек погиб насильственной смертью, считается, что у него плохая карма, и в следующей жизни он должен это исправить Поэтому его тоже не примут в Варанаси. Исключение также составляют маленькие дети и беременные женщины – их не сжигают, а просто топят в Ганге.

Особая философия индийской кухни

Индия – это страна, где приготовлению еды придается невероятный смысл. Тщательное, щепетильное приготовление пищи – здесь это выражение вашей любви и уважения. Это страна, где говорят: «Еда – это Культура, а Культура – это Еда». Любой обед в первую очередь сопровождает рис, приготовленный паровым способом или подвергшийся более сложной обработке. Плоский хлеб ротис и глубоко обжаренные лепешки пурис обычно едят на севере. На юге смешивают далс (чечевицу) и рис и из этой смеси делают доса и аппам, что служит ежедневной пищей для многих индийцев. Комбинация вышеперечисленных и других продуктов составляют индийский обед, в который привносят разнообразие местные традиции. Чечевица играет большую роль в индийской кухне, независимо от региона страны. Разнообразие огромно: от простого вареного блюда или приготовленного со специями, до сложного кашмирского вазван (обед, состоящий из множества блюд, и подающийся согласно строгому ритуалу). Специи и приправы – неотъемлемая часть всех индийских блюд. Они придают им неповторимый вкус, местный колорит или раскрывают бабушкины секреты.

Читайте также:  Что подарить мужу на атласную годовщину свадьбы

Бенгальцы, например, любят рыбу и готовят ее очень многими способами. Жители Кералы также любят рыбу, но, в отличие от бенгальцев, предпочитают рыбу морскую. В Гуджарате любят щедро добавлять в блюда сахар. Северо-индийская кухня делает упор на мясные блюда. На юге вегетарианские блюда готовятся с применением кокоса, в то время как мясные и рыбные готовятся с острыми специями.

На Гоа популярно блюдо виндалоо (острое мясо с карри и уксусом), а на севере – курица в масле и бурра кабабс вместе с наанс. Бенгальцы обожают острые на вкус, пропитанные горчицей блюда мачерихол (рыба в горчичном соусе). Парси готовят дхансак – мясо с пятью разновидностями далс и пикантной смесью специй. Стряпня мугхлайцев включает усладительные соусы, приготовленные из йогурта, сливок и толченых орехов. Среди традиционно любимых блюд мусульман на севере Индии такие как наргиси кофтас (мясные тефтельки), пасандра (баранина) и калми кабабс. Мусульмане в Кашмире любят роган джош или гоштаба (мясные тефтельки, приготовленные в молоке и йогурте).

Кроме всего вышеперечисленного, в Индии существует развитая уличная индустрия быстрого питания, где можно перекусить импортным гамбургером в любой день недели. В течение всего года неизменно любимыми блюдами считаются бхел-пури, самосас, пари-пури, пао-бхаджи и чаат, приготовленные из жареной картошки или порезанных фруктов. Самые известные сладкоежки в Индии – это бенгальцы, а перед индийскими сладостями устоять невозможно.

С высот многовековой мудрости

Индийская цивилизация оказала огромное влияние на весь мир. Индийцы первыми в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми начали разводить домашнюю птицу. Индия подарила миру шахматы и десятичную систему исчисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, а также зародившиеся здесь различные религиозно-философские системы, оказали основополагающее воздействие на развитие многих стран Востока, стали неотъемлемой частью мировой культуры. Здесь пять тысяч лет назад была создана великая Аюрведа – «наука о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником, и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, то есть делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных! Чистые помыслы, вегетарианство, гармония с природой, занятия йогой – примерно так нужно жить по Аюрведе. Любая болезнь – не враг, из нее нужно извлечь определенные уроки. Сегодня примерно 40% индийцев живут в соответствии с законами Аюрведы. Еще одно произведение индийских мастеров, дошедшее до наших дней – кашемир. Изначально эта мягкая ткань из пуха (подшерстка) горных коз изготавливалась только в Кашмире. Из этой ткани делались прекрасные теплые шали – пашмины, которые очень быстро стали востребованы во всем мире. Пряжу для пашмины делают из вычесанного вручную подшерстка гималайских коз. Настоящая пашмина легко проходит через маленькое колечко и стоит довольно дорого. Еще одна примечательность Индии – завораживающие музыкальные и танцевальные представления. Индийцы считают, что в танце можно освободиться от всего земного. Но при этом необходимо уметь управлять дыханием, обладать способностью к концентрации и чувством равновесия. Бывает, что танцовщица остается в одной позе, а «танцуют», проявляя скорость и гибкость только ее кисти и пальцы. С помощью таких жестов идет своеобразное повествование. Если мизинцы обоих рук соединены, то это означает дружбу и близость, а если соединены указательные пальцы, наоборот вражду. Разные положения рук символизируют ночь, свет, жару, реку, двери, улицу и многое другое. Есть и специальные положения ног. Полуприсед с разведенными коленями считается позой спокойствия, разгружающей нервную систему. Классический индийский танец требует прирожденной гибкости, а также ежедневных изнурительных тренировок и высокой степени осознания своей духовной сущности. Говоря о величайших индийских достижениях, нельзя пройти мимо поучительного трактата об ухаживании, браке, афродизиаках, адюльтере, косметике, известном нам под названием Камасутра. Считалось, что прочесть этот трактат должен каждый, поскольку секс в Индии – очень ответственное дело.

Индия огромна, пестра и многолика. Попадающий туда впервые, испытывает нечто, сравнимое с культурным шоком. Памятники старины, святые места – чудеса света в Индии встречаются через каждые сто метров. Такое поразительное многообразие трудно описать, лучше пожелаем вам увидеть все это собственными глазами!

Источник

Adblock
detector