Меню

Конспект занятия в средней группе что нам осень подарила

Конспект занятия «Что нам осень принесла» средняя группа

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. Закреплять умение образовывать слова, сравнивать, рассуждать. Воспитывать желание помогать, приходить на помощь; умение договариваться; бережное отношение к живой и неживой природе. Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.

Материал. Слайды по сказке «Репка». Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:

Мы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель : Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Загадаю Вам загадку

— Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Воспитатель: Правильно, молодцы. У меня в руках осенний листок кому листок на ладошку приземлится тот и говорит, какая погода осенью.

Если осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

Если осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

Если осенью холодно, какая погода? (холодная)

Если осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

Если осенью сыро, какая погода? (сырая)

Если осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

Если осенью ясно, какая погода? (ясная)

Молодцы. К нам пришло письмо от героев сказки, где все дружно тянули овощ. Как называется сказка? («Репка»). Слайд с героями сказки.

Дед и Бабка просят нас помочь собрать урожай на огороде. Дети, мы поможем нашим героям? (ответ ).

1.Слушайте загадку: Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это… (Репка) . После каждой загадки ложу овощ на стол, рассматриваем его.

2. На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец) 3. Красна девица Сидит в темнице, а коса на улице.(морковь)

4. Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.(свекла)

5. Сидит дед во сто шуб одет,

Тот слезы проливает.

6. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

7. Маленький и горький, луку брат.(Чеснок)

8. Как на нашей грядке

К осени краснеют. (Помидоры)

9. Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

10. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (Баклажан)

11. Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Дети, а яблоко это овощ или фрукт? А какие фрукты вы знаете?

Воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи?»

Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».

Проводится игра «Собери урожай». Дети в две корзинки сортируют овощи и фрукты.

Воспитатель . Посмотрите, сколько овощей мы помогли собрать на огороде Деду с Бабкой. Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?

Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!

Воспитатель . Дети, а как вы думаете?

Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».

Воспитатель . А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму?

Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».

А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель . Да, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Воспитатель от имени Деда и Бабки благодарит ребят за собранный урожай и прощается с ними.

Рефлексия: дети, что мы собирали (овощи). А как называется яблоко, груша? (фрукт). А мы помогли Деду и Бабке?

Источник

Конспект занятия в средней группе «Что нам осень подарила?»

Тема: «Что нам осень подарила?»

Цели: Учить детей видеть самые простые, доступные перемены в природе осенью; обозначать их в речи. Развивать умение передавать в рисунках красоту природы ,правильно держать кисть, пользоваться красками. Закрепить знание основных цветов. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Обогащать словарный запас детей. Прививать любовь к художественной литературе. Прививать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.

Приемы обучения: Игровой, показ с объяснением, вопросы, индивидуальная работа, оценка.

Индивидуальная работа: Продолжать развивать умение правильно держать кисть, достигать свободного движения руки с кистью во время рисования.

Словарная работа: Золотая осень, кленовые листья, листья крупные, резные.

Материалы и оборудование: Игрушка Капелька, картины с изображениями осенних пейзажей, разноцветные листочки. Принадлежности для рисования (краски, кисти, баночки с водой, салфетки; листы бумаги с нарисованными листочками). Овощи: огурцы, капуста, морковь, помидоры, лук, картофель, свекла. Корзинка с яблоками.

Воспитатель вносит в группу Капельку с корзинкой в руках.

В о с п и т а т е л ь. Дети, смотрите, кто сейчас у нас в гостях? У нас в гостях Капелька.

К а п е л ь к а. Добрый день, дети! Я пришла к вам в гости и хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Вы знаете, какое сейчас время года? (Дети отвечают — осень) Правильно, осень!

Как изменилась погода в это время года? (Стало холоднее).

Что происходит с природой? (Листья на деревьях меняют цвет и опадают).

Как называют птиц, улетающих в теплые края? (Перелетные птицы).

Почему эти птицы улетают? (Им нечего есть).

Да, все это происходит потому, что на улице – осень.

Вот я и хочу пригласить вас в гости к осени.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим.

Что в подарок принесла?

Капелька предлагает детям подойти к столу, где расставлены картины с изображениями осенних пейзажей, разложенными разноцветными кленовыми листочками.

В о с п и т а т е л ь. Дети, какое время года изображено на картинах? (Осень).

Почему вы так решили? (Листья на деревьях желтого, красного, оранжевого цвета; много опавших листочков).

Да, большинство листьев на деревьях желтого и оранжевого цвета. Потому говорят: «Золотая осень».

Дети, почему осень называют золотой? (Потому, что листья на деревьях красные, оранжевые и желтые).

Осень на бульварах,

Ярким бликом солнца,

(Обращает внимание на листочки лежащие на столе). Дети, посмотрите, какие красивые листочки лежат на столе.

А вы знаете, с какого дерева эти листочки? Это кленовые листочки. Показывает картинку с изображением клена. Посмотрите какие они. (Вместе рассматриваем листочки, описываем их).

Читайте также:  Что подарить девушке водителю на день рождения

Листья клена крупные, резные, очень красивые. Давайте попробуем назвать какого они цвета. (Дети называют цвет листьев).

Игра «Назови, какой». (Дети, по одному берут листочки и описывают их).

Этот лист какой? (Красивый, красный, крупный, резной).

В о с п и т а т е л ь. Осень и правда как художница все раскрасила в разные цвета. Листья на деревьях и желтые, и красные, и оранжевые. Очень красиво!

А давайте и мы с вами попробуем раскрасить листья. (Воспитатель подводит детей к столам, где лежат принадлежности для рисования и бумага с нарисованными на ней листиками). Дети, давайте раскрасим эти листочки в разные цвета. (Перед рисованием воспитатель предлагает подумать, в какой цвет они хотели бы покрасить листья. Напоминает, как пользоваться красками, правильно держать кисть. Помогает детям по ходу работы.)

Какие красивые у нас получились листочки. (Дети показывают свои листочки и говорят, в какие цвета они их раскрасили). А теперь давайте продолжим наше путешествие.

В о с п и т а т е л ь. Дети, что еще кроме красивых золотых листочков нам подарила осень?

Дети подходят к столу, где лежат овощи.

Что нам осень подарила? Что в корзинку положила?

Подарила осень нам теплый дождь и птичий гам,

Спелых фруктов сладкий сок и пшеничный колосок.

А еще у нас в корзинке помидоры и бобы,

Кабачков тугие спинки, орехи, ягоды, грибы.

К а п е л ь к а. Посмотрите, как много разных овощей. Все они вырастают к осени.

Вы знаете, что это за овощи? (Дети называют овощи лежащие на столе.)

Игра «Угадай, что назову». (Воспитатель описывает какой-нибудь овощ, а дети должны его назвать).

Он круглый, красный, гладкий. (Помидор). И т. д.

В о с п и т а т е л ь. Молодцы, хорошо справились с заданием. Как много всего нам подарила осень, давайте, и мы сделаем осени подарок. Расскажем стихотворения об осени. (Дети, по желанию, рассказывают стихотворения).

К а п е л ь к а. Ой, я совсем забыла. У меня для вас еще один подарок от осени.

(Капелька достает из корзинки яблоки и раздает детям.)

В о с п и т а т е л ь. Дети, что раздала вам Капелька? (Яблоки).

К а п е л ь к а. Ну а теперь мне пора домой.

В о с п и т а т е л ь. Дети, давайте поблагодарим осень за все дары, и попрощаемся с Капелькой. (Дети прощаются с Капелькой, воспитатель уносит ее за дверь.)

Дети, о каком времени года мы с вами говорили? (Об осени).

Почему осень называют золотой? ( Потому, что листья на деревьях становятся красными, оранжевыми, желтыми).

Как называется дерево, с которым мы сегодня познакомились? (Клен).

Как называют листочки с этого дерева? (Кленовые листочки).

Какие овощи поспевают к осени? (Свекла, морковь, лук, капуста, помидоры, огурцы).

Источник

Конспект занятия ООД » Что нам осень подарила?»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Шинкарева Ольга Викторовна

МБДОУ «ЦРР — д/с «Светлячок»,

Конспект занятия «Что нам осень подарила?»

Цель : Создание социальной ситуации познавательного развития детей в процессе формирования представлений об овощах, через игру – путешествия «В гостях у кролика».

• Создать условия для расширения представлений о том, что осенью собирают урожай овощей;

• Создать условия для актуализации представлений детей об овощах.

• Создать условия поисковой активности детей.

• Обеспечить условия для развития умения отвечать на вопросы, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.

• Создать условия для побуждения к речевой активности.

• Создать условия для развития навыков взаимодействия детей друг с другом.

• Создать условия для побуждения к бережному отношению в природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Материал: Мягкая игрушка «Кролик»,

Предварительная работа:
• Беседы об овощах;
• Чтение художественных произведений:

• Разучивание стихов, загадок и поговорок об овощах;
• Пение песен про овощи;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенних даров природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных овощей;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за ростом и изменением овощей в огороде, на даче.

• Поделки из природного материала.

Работа с родителями:

Сбор материала по темам, организация своими руками, выполнение семейных проектов.

Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

I. Организационный момент.
Ребята, вы сегодня, когда пришли в группу, то ничего обычного не заметили ?

Что то не так в группе, вам не кажется?

И II Основная часть
Воспитатель: Сейчас я загадаю Вам загадку! Слушайте внимательно!
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это. »
(осень)
Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные!Умненькие!

Ребята, а вы заметили как поменялась погода? (ответы детей). За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки. А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!
А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени? (ответы детей). Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!
Пальчиковая игра: «Овощи»
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)

Воспитатель: Но Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик! Детки, а вы наблюдали, что делают люди Осенью на своих огородах? (Люди собирают урожай овощей, фруктов). Правильно!
ИГРА «ОВОЩИ и ФРУКТЫ»
(Для игры понадобится корзина с фруктами и овощами, желательно разных цветов)
Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень!
Кто знает какие есть овощи и фрукты! (Детишки говорят название овощей и фруктов, которые знают, воспитатель может уточнять каких цветов названные фрукты и овощи) А чтобы вам помочь, я принесла корзину, в которой находятся разные овощи и фрукты.
ИГРА «ЛЮБИМЫЙ ФРУКТ»
В данной игре, у детишек воспитатель спрашивает, какой фрукт самый любимый!и почему!? Малыши с удовольствием расскажут о своих предпочтениях, тем самым отдохнут и получат новые впечатления!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами посмотрим на эту картинку!

(наглядный материал: осенний лес) Посмотрите, какая Осень художница! Она без красок и без кисточки расскрасила деревья в разные цвета! Вы видете, какие красочные листочки на деревьях. Дается время, чтобы дети высказали свои эмоции, порадовались.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы узнали какая добрая Осень, она нам подарила столько разных овощей и фруктов! И еще она умеет раскрашивать листочки в разные цвета (детям можно дать задание, чтобы по дороге домой они с родителями собрали разноцветные листочки и сделали букет)! друг другу улыбнёмся.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ, правильно называть его цвет,развивать внимание,память,устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Всем ребятам я — дружочек.

Читайте также:  Что можно подарить парню на полгода отношений своими руками

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей,развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям,развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный… (баклажан)

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки. (горох)

Дом без окон и дверей,

Как зеленый сундучок,

В нем шесть кругленьких детей

Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках. (горох, стручок)

А придет на стол она —

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

Под гнездом птица гнездо свила, яйца снесла. (картошка)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали —

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (капуста)

Сто одежек, и все без застежек. (капуста)

Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я . (кукуруза)

Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (лук)

Сарафан на сарафан,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать —

Досыта наплачешься. (лук)

Сидит Федосья, распустила волосья. (лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая! (морковь)

Расту в земле на грядке я —

Красная, длинная, сладкая. (морковь)

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Ну, конечно . (огурец)

Как на нашей грядке

К осени краснеют. (помидор)

Красная мышка с белым хвостиком,

В норке сидела под зелёным хвостиком. (редиска)

Хотя и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я . (свекла)

В огороде — жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена. (тыква)

Первое – нота, второе – то же,

А целое – на боб похоже. (фасоль)

Маленький и горький, луку брат. (чеснок)

16. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Закрепление знаний учащихся по теме занятия.

Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?

А почему осень называют волшебницей?

Дети отвечают, приводят примеры, вспоминают стихи, загадки.

Логопед: Ребята, кто считает, что занятие было вам полезно?

А что вы пожелаете себе и своим друзьям?

Логопед: Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

Спасибо вам, ребята, вы все очень хорошо работали. Много грибов насушила белочка и дарит вам всем по грибочку.

Все дети поощряются сладкими призами.

Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,фрукты и овощи из папье маше.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об овощах;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об овощах;
• Пение песен про овощи и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенних даров природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных овощей;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за ростом и изменением овощей в огороде, на даче.

• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
— (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
— Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и друг друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди. )
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
— ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель — есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель — Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель — оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель — (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. ( на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карт)
(Отгадывание загадки по мнемотаблице).
Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку. )
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
— люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
— осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Читайте также:  Анекдот что подарить на день рождения

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку. )
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие — будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко — так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень — к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела — зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
— Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку. )
Дети называют поговорки осени:
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень — время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
— Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель:
— А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
— После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель: — Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
— Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить
Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки )
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
— Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель — Пока лист летел , что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой незасохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5 (волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек с папьемаше.
Дети садятся на коврики.
— Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель
— Что делать незнаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
( дети раскрашивают папьемаше для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.

Источник

Adblock
detector